
Зачистка Telegram в Евросоюзе
28 декабря европейских пользователей Telegram ждал сюрприз. Многие популярные российские каналы перестали открываться. При попытке войти появлялось сообщение: «Этот канал недоступен, так как нарушал местное законодательство». ВЕС были заблокированы Telegram-каналы крупнейших СМИ: РИА «Новости», «Известий», «Российской газеты», «Голоса Европы», RT. Под нож пошли адаптированные для мессенджера версии «Первого канала», телеканала «Россия 1», НТВ и других «кнопок». Недоступны для европейцев стали и некоторые блогеры.
Событие ожидаемое. К этому всё шло. Сначала закрутили гайки с корпунктами и филиалами российских СМИ в Европе и Америке. После офлайна взялись за онлайн: запретили вещание и трансляцию через интернет. Всему этому глумлению над свободой слова и правом человека выбирать источники информации придали видимость «законности». В июне 2024 Совет ЕС принял решение о блокировке сайтов «Voice of Europe», РИА «Новости», «Известий» и «Российской газеты» за «продвижение агрессии». В сентябре TikTok заблокировал 37 аккаунтов Sputnik и профиль RT International. Одновременно США ввели санкции против медиагруппы «Россия сегодня» под предлогом «участия в кампаниях дезинформации во всем мире». Кое-где успешно отрепетировали техническую сторону блокировки Telegram-каналов по признаку «пророссийскости» и…
…И вот к исходу года добрались и до «телеги» на всей территории Евросоюза. Собственно, к деятельной зачистке Telegram приступили еще в августе, когда в Париже задержали основателя этой платформы Павла Дурова. Несколько дней в каталажке и задушевные беседы с посетителями, чьи лица имеют профессиональное свойство не запоминаться, сделали своё дело. Выйдя из узилища, Дуров объявил о реформах, связанных с более тщательной модерацией «нежелательного контента». Само собой, в этой категории оказались российские медиаресурсы. Пока – на территории ЕС. Но мы же с вами всё понимаем, правда?
Не для того Дурова брали в заложники, чтобы кого-то «оградить», «защитить» и «оберечь». Целью является заткнуть рот Правде. Делается всё очень просто. Правда по-оруэлловски объявляется ложью, а борьба с ложью -дело святое. И такой «крестовый поход» легко скармливается среднестатистическому западному обывателю. Благо, на то существуют мейнстримовые рукопожатные СМИ, которые всё ему разжуют и скормят.
А для владельцев медиаплощадок у заправил «мира, основанного на правилах» всегда есть весомый аргумент. Деньги. Точнее - угроза всё потерять. Перед блокировкой российских СМИ в Европе Telegram отрапортовал, что впервые стал прибыльным. Это стало возможно благодаря функциям монетизации. Его общая выручка в этом году превысила $1 млрд — в три раза больше, чем в 2023 году.
Чисто теоретически интересно, какую статистику в конце 2024 показала бы «телега», войди разговор с неприметными людьми с незапоминающимися лицами в камере парижской тюрьмы в «неконструктивное» русло? Думается, европейская пресса до сих пор смаковала бы подробности неожиданно всплывших свидетельств очевидцев о пристрастиях владельца платформы к поеданию невинных младенцев на завтрак, а криминальная хроника пестрела бы всё новыми и новыми злодеяниями на почве мошенничества в «телеге» и финансирования всевозможных экстремистов и террористов. Какие тут прибыли, о чем вы! Тут быть бы живу. Но это сослагательное наклонение, поэтому имеем что имеем. А имеем классический марксистский факт, что «капитал национальности не имеет» и «нет такого преступления, на которое капитал не пойдет ради 300% прибыли».
Ну и еще есть некоторый шкурный задел. Евробюрократы, по уши увязшие в конфронтации с Россией, повышают ставки перед возвращением в Белый дом Трампа. Кто его знает, как там пойдет. «Если что» - будет фора, чтобы было куда открутить назад без потери лица. Лучше же «пойти на уступки», вернув виртуальный Telegram, чем реально похоронить свои карьеры. А если при новой американской администрации всё покатится по прежней колее, тем более можно объявить цензуру самым передовым учением в борьбе с супостатом и всячески углублять и расширять практику, распиливая на этом миллиарды евро из кармана европейских налогоплательщиков.
Яська Мирный