
Кабмин Литвы отказался возобновить транзит удобрений "Беларуськалия"
Литва не возобновит транзит удобрений "Беларуськалия". Об этом заявили в литовском кабмине в ответ на соответствующее предложение грузовой компании, занимающейся перевозкой удобрений, сообщает Baltnews.
В правительстве балтийской республики даже не стали рассматривать данную просьбу. Отмечается, что инициатива поступила со стороны грузовой компании Клайпедского порта Biriu kroviniu terminalas (BKT), которая занималась перевозкой удобрений "Беларуськалия".
В настоящее время в Европейском суде общей юрисдикции рассматривается иск компании BKT к Совету Европейского союза, касающийся регламента, который стал причиной решения Литвы прекратить транзит удобрений через Клайпедский порт. Генеральный директор компании Руслан Малинин обратился с письмом к премьер-министру Гинтаутасу Палуцкас и правительству с предложением отозвать иск, если взамен будет получено разрешение на возобновление транзита.
"Ограниченная, политически мотивированная трактовка, аналогичная механизму, используемому для калининградского транзита, может быть объявлена по соглашению сторон", - говорится в тексте.
При этом в правительстве Литвы отрицают получение такого письма. "Премьер-министр Пaлуцкас не получал, не читал и не видел никаких писем на эту тему, такой вопрос не стоит в повестке дня ни премьер-министра, ни правительства", - заявил советник главы литовского правительства Юстинaс Аргустaс.
Глава Минтранса Литвы со своей стороны заявил, что ему также ничего неизвестно о предложении грузовой компании. По его словам, решение прекратить транзит обосновано европейскими санкциями.
Уже не впервые в Литве звучат призывы разрешить транзит удобрений «Беларуськалия», чтобы не допустить потери прибыли. Ранее с подобным предложением выступил депутат Валюс Ажуолас. Он также предложил властям Литвы использовать метод, который применил президент США Дональд Трамп, то есть действовать в интересах государства.
Депутат Сейма Литвы Айдас Гедвилас, в свою очередь, заявил, что решение о прекращении транзита белорусских калийных удобрений привело к многомиллионным убыткам для Литвы.
В начале 2022 года Литва прекратила транзит белорусских калийных удобрений и в одностороннем порядке расторгла договор о перевозке грузов с Беларусью. Это решение нарушило права белорусской стороны как инвестора в инфраструктуру порта Клайпеды.
2 декабря 2024 года «Беларуськалий» подал полный иск в международный инвестиционный арбитраж против Литвы, требуя компенсации за нарушение своих прав.