
В КГБ рассказали, как сорвали планы атаки ударных дронов на Беларусь
Комитет государственной безопасности провел многоходовую спецоперацию под названием «Гарпун», которая позволила предотвратить атаку ударных дронов на территорию Беларуси. Об этом сообщает телеканал ОНТ.
Спецоперация длилась 732 дня и была направлена на задержание организатора группы, планировавшего использовать ударные дроны для атаки стратегических объектов на территории Беларуси. В частности, речь шла о БелАЭС в Островце.
Благодаря операции удалось задержать организатора группы — Павла Белютина. Он родился в Минске в 1977 году, занимался предпринимательством и увлекался спортом. Однако со временем стал придерживаться радикальных взглядов. В 2016 году он присоединился к движению «Солидарность», возглавляемому Николаем Автуховичем - фигурантом нескольких уголовных дел. После выборов 2020 года была задержана группа из 12 человек, у которых были обнаружены оружие и тротил. Павел Белютин также проходил по этому уголовному делу.
После задержания Автуховича Белютин бежал за границу. В 2020 году он участвовал в незаконных акциях и публиковал в интернете угрозы и оскорбления в адрес представителей власти и силовых структур. За эти действия против него были возбуждены уголовные дела.
Белютин бежал в Литву, где сразу же присоединился к вильнюсской хоругви — клубу «Литвины», которые были созданы для нападения на Беларусь. Все хоругви в Литве и Польше были объединены «Паспалітым рушэннем» — центром, который координировал действия, поддерживал связь с боевиками и организовывал тренировки для ведения боевых действий. Особое внимание уделялось изучению боевых дронов и управлению ими. Для этого был создан специальный чат «Людзi на балоце», в который вошёл и Белютин. В этом чате собрались люди, которые были замечены в агрессивном экстремизме в 2020 году, а затем бежали за границу. Среди них были и те, кто воевал наемником на территории Украины, а затем делился своими навыками с участниками вильнюсской хоругви. Желание отомстить «белорусскому режиму» было настолько сильным, что в одном из чатов они начали не только обсуждать ударные дроны, но и сами их готовить.
Сотрудники КГБ внимательно следили за Белютиным и просчитывали каждый его шаг, чтобы предотвратить угрозу. Для этого и была разработана спецоперация «Гарпун». Название было выбрано не случайно. С помощью этого метода было решено выявить и задержать Белютина, чтобы предотвратить возможную атаку.
Ловушка была создана на основе сайта КГБ Беларуси в разделе «Электронные обращения граждан и юридических лиц». Там находился архив, в котором были тысячи сообщений. Его содержание было скорректировано, и было добавлено обращение от имени Павла Белютина: «Добрый день. У меня есть некоторые основания предполагать, что гражданин Республики Беларусь Автухович Николай Николаевич продумывает и начинает осуществлять подготовку к попытке вооруженного захвата власти в нашей республике. О попытке узнал со слов гражданина Автуховича». Это сообщение было добавлено в архив и замаскировано под реальное сообщение из базы данных.
Сотрудники КГБ контролировали процесс, когда злоумышленники пытались взломать веб-ресурс. В результате они получили доступ к блоку, который был специально оставлен для них.
Всё прошло по плану КГБ. Мошенники скачали базу данных, и именно ту, которую им специально предоставили. Через пять дней в оппозиционной среде начался скандал — беглые обнаружили то самое сообщение Белютина, и его объявили стукачом.
Белютина вызвали на допрос в ДГБ Литвы. После этого началась автоматическая дискредитация «змагара». 29 июля 2024 года Департамент миграции при МВД Литвы признал его угрозой национальной безопасности. 29 октября того же года Белютина лишили статуса беженца. 16 января 2025 года суд в Каунасе принял решение о запрете его пребывания в Литве. Белютин понял, что в Литве его могут посадить или депортировать в Беларусь. Он обратился за помощью к беглым в Германии, но его просьбы были проигнорированы.
Белютин пытался связаться с беглыми в Португалии, но и там его отвергли. Он также пытался связаться с беглыми в Испании, но безуспешно.
Белютин скитался по разным странам Европы, понимая, что никому не нужен. Он был измотан безразличием и отвергнут своими же. Подробности его прибытия в Минск остались за кадром. Однако Белютин оказался в Беларуси, где ему придётся отвечать по закону. Так завершилась операция «Гарпун».
«Комитет государственной безопасности неоднократно заявлял, что лица, совершившие преступления, особенно тяжкие преступления против государства, где бы они ни находились, будут жить с мыслью о том, что неминуемо наступит час расплаты», - подчеркнул начальник следственного управления КГБ Константин Бычек, обращаясь к беглым.